Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.


f5813280



Эстафеты с мячом

Игры с мячом в кругу

Эстафеты с мячомНе огорчайтесь, если у вас есть мяч, но нет волейбольной сетки. Есть много игр с мячом, которые служат не только своеобразной разминкой для любителей волейбола, но и доставляют много весёлых минут игрокам и изобилуют острыми моментами. Вот несколько таких игр.


Внезапный удар


Количество играющих 10-20 человек. Все стоят по кругу. Мяч перебрасывают друг другу без какой бы то ни было последовательности, но каждый, принимая мяч, стремится отбить его резким и внезапным ударом, направленным к другому участнику. Если тот, кому брошен мяч, не отбил его или задержал в руках, он выходит из игры.
Постепенно круг все сужается. Игра ведется до тех пор, пока останутся двое, дальнейшее соперничество которых уже бесполезно. Их обоих объявляют победителями.
Следите, чтобы соблюдалось следующее правило: мяч должен быть послан так, чтобы он летел не ниже пояса и не выше поднятых рук принимающего.


Мяч в воздухе


Для этой игры выбирают водящего. Его задача - перехватить мяч, стоя в центре круга. Ему достаточно хотя бы коснуться мяча, когда тот находится у кого-либо в руках или в воздухе.
Круг следует сделать пошире, чтобы играющие могли предупреждать уловки водящего. А для этого рекомендуется самим разнообразить приёмы передачи мяча: чередовать броски вверх (через голову водящего) с боковыми более короткими бросками.
Мяч можно и отбивать и ловить, но задерживать в руках нельзя. Задержавший мяч и уронивший его, а также тот, в чьих руках мяч будет осален, сменяет водящего.


Мяч из круга


Если вы хотите научить товарищей этой игре, попросите всех, кто находится в кругу, поставить ноги на ширину плеч и разомкнуться так, чтобы ступни игроков, стоящих рядом, соприкасались. Каждый, слегка наклонившись, упирается ладонями себе в колени.
Одному из товарищей предложите стать водящим. Его задача - постараться выкатить мяч из круга, а играющие должны не допустить этого. Но есть в их положении одна особенность. Им не разрешается сходить с места, отбивать мяч ногой, а только руками, и то в самый последний момент. Итак, быть всё время начеку, зорко следить за каждым движением водящего и вовремя (но не раньше!) снять руки с колен, чтобы задержать стремительно пущенный по земле мяч,- вот что требуется от участников игры.
А водящий хитер: замахнётся в одну сторону, а пошлёт мяч в другую. Кто пропустит мяч или отобьёт его ногой, тот сменяет водящего. Если мяч проскочит между двумя играющими, водит тот, кто пропустил мяч с правой стороны.


Любая из этих трёх игр хороша для зачина, пока играющих в кругу ещё немного. Но вот ваш весёлый шум и смех привлёк и других ребят. Круг становится тесным и сам собой расширяется. Тем лучше! У вас найдётся в запасе не одна игра, требующая большого количества участников.


Гонки мячей


Объявив одного из играющих (стоящих в кругу) правофланговым, вы предлагаете всем рассчитаться на первые и вторые номера. Если количество участников окажется нечётным, пригласите кого-нибудь из зрителей стать в круг. Пусть все первые номера поднимут руки - это первая команда. Все остальные - вторая.
Вы судья, ваше место в середине круга. У вас в руках два волейбольных мяча одинакового размера. Они могут различаться цветом покрышек. Один мяч вы вручаете любому из первых номеров, другой - игроку второй команды, который занимает в кругу диаметрально противоположное место. Можно начинать игру.
- Сейчас мы проведём гонки,- говорите вы,- которые вам вряд ли приходилось наблюдать,- гонки мячей. Как видите, мячи расположены точно один против другого: расстояние между ними и с той и с другой стороны одинаково. Посмотрим, сохранится ли эта дистанция, если мы одновременно пустим мячи по кругу в одну сторону. Конечно, всё будет зависеть от вас, гонщиков. Каждая команда передаёт свой мяч по кругу, перебрасывая его из рук в руки: первые номера - первым, вторые - вторым. Какая команда окажется половчей, у той мяч побежит быстрей и победа обеспечена.
Указав, в какую сторону - вправо или влево - вести мяч, вы взмахиваете рукой или даёте сигнал свистком. Гонки начались. Как только чей-либо мяч в очередном броске обгонит другой, вы останавливаете игру, объявляя, в чью пользу завершился первый этап гонок. Выровняв круг и расположив мячи в исходном положении, повторите игру, изменив направление бросков.
Играть можно столько раз, сколько захотят ребята.


Статуи


Это одна из самых древних игр с мячом. Играющие располагаются по кругу на расстоянии вытянутых рук. Хорошо, если у вас окажется большой надувной детский мяч, но можно обойтись и волейбольным.
Играющие начинают перебрасывать мяч друг другу. Тот, кто не поймал мяч, упустил его, наказывается. При первой ошибке он должен продолжить игру, стоя на одной ноге. Если же ему удалось поймать мяч в таком положении, он становится на обе ноги, но, если не сумел, он уже должен ловить мяч, опустившись на одно колено. При третьей ошибке опуститься на оба колена. Если ему удалось в этой неудобной позе поймать мяч, все штрафы снимаются, он поднимается с колен и продолжает игру. Если же мяч поймать не удалось, неудачник из игры выбывает.
Игру назвали "Статуи", потому что по ходу игры то один, то другой участник оказывается наказанным и стоит, застыв в неудобной позе. Естественно, что товарищи, сочувствуя "статуям", стараются как можно чаще направлять мяч в их сторону, чтобы поскорее выручить.


Дорожка футболиста


Площадка для этих соревнований должна быть ровной. По её длине поставьте пять-шесть флажков с интервалом в шесть-семь шагов. Параллельно им на расстоянии десяти шагов разместите ещё точно такой же ряд флажков. Верёвкой или чертой отметьте на земле линию старта, она же будет и линией финиша. Всех желающих участвовать в игре-эстафете разделите на две равные команды и поставьте их гуськом у линии старта, каждую против своего ряда флажков. Первым номерам в командах дайте по мячу.
Каждому придётся совершить пробежку с мячом, ведя его ногами впереди себя по ломаной зигзагообразной линии между флажками. Легко ли это, играющие убедятся на собственном опыте. При быстром беге мяч нужно стараться не отпускать далеко от себя. Этот навык очень важен для футболиста. Пробежав с мячом туда и обратно, игроки ударом ноги посылают мяч следующим номерам своей команды. Так один за другим все игроки команды пробегают между флажками. Одни это сделают быстрее, другие - медленнее, что и решит исход состязания. Если игроком была допущена ошибка, он возвращается на то место, где это случилось, и оттуда снова ведёт мяч.


На спортивной площадке


Если ребята устали от подвижных игр, можно предложить им передышку, пригласить участвовать в занимательном состязании. Для этого необходимы компас, большой лист бумаги, из которого можно при помощи булавок соорудить большой колпак, такой, чтобы он закрывал половину туловища соревнующихся, и... приз, который вы придумаете сами. Соревнуются пары. Один из двух "путешественников" намечает маршрут, другой выполняет его, но в особых условиях, которые и дали название состязаниям:

Невидимый маршрут


Первый путешественник занимает исходное положение на старте, в руках у него компас.
- Станьте лицом к северу,- командует ведущий. Путешественник устанавливает стрелку компаса так, чтобы темный конец её смотрел точно на север.
- Восемь шагов на север! - командует ведущий. Путешественник идёт в заданном направлении. Затем ведущий предлагает ему повернуться точно на запад и продвинуться в эту сторону, скажем, на десять шагов. И это выполнено. Предположим, что далее ведущий предлагает сделать ещё шесть шагов к югу, потом двенадцать снова на запад, пятнадцать опять к северу и последние семь шагов - на восток. Здесь маршрут заканчивается, и путешественнику предлагают положить на траву приз, который он нёс с собой.
Теперь очередь за путешественником. Вы передаёте ему компас и записку с маршрутом, который только что был пройден его напарником: "Север - восемь шагов, запад - десять, юг - шесть, запад - двенадцать, север - пятнадцать, восток - семь".
Второй путешественник берёт в руки записку и компас, а ведущий говорит:
- Представьте себе, что наступила тёмная ночь и вокруг ничего не видно, кроме светящегося компаса.- Но ведь и этого достаточно, когда имеется точный маршрут. А чтобы второй путешественник и в самом деле ничего, кроме компаса, не видел, ему надевают большой колпак, который закрывает часть туловища вместе с руками. Единственная возможность добраться теперь до приза - это точно соблюдать маршрут. Компас не подведёт, если точно выверять по нему направление.
...Вот он заканчивает свой путь, вымеряя шагами последний отрезок маршрута. Последний шаг.
- Стоп! - командует ведущий. Путешественник останавливается. Если, не приподнимая колпака, он увидит на земле приз, то смело может забирать его, как заслуженную награду. Не увидел приза - унесут обратно на старт, и за него будут состязаться новые путешественники.


У вас есть волейбольная площадка, и ребята любят играть в волейбол. Но попробуйте прикрепить сетку так, чтобы она напоминала сетку для тенниса, то есть опустите её к земле. И тогда можно будет поиграть в:


Теннисбол


У этой игры два имени. Одни её называют теннисбол, другие - футбольный волейбол.
Теннисбол имеет много общего с различными видами спорта. Игра похожа на футбол, потому что она ведётся только ногами. Она похожа на волейбол, потому что её игровая площадка и счёт в игре те же, что и в волейболе. И наконец, она похожа на теннис, потому что игра ведётся через сетку, по форме, заимствованной у тенниса. Обычно команда состоит из шести человек. Численность команды можно уменьшать, но всё же не меньше, чем до двух человек, иначе в игре не получится интересных перепасовок.
Счёт в игре принят, как и в волейболе: игра идёт до 10 или 15. Играя в теннисбол, надо помнить:

1. Бить по мячу руками не разрешается. Принимать и отбивать мяч можно только ногой, плечом, головой. Во время перепасовки разрешается жонглировать мячом, но не больше трёх раз, причём на каждой площадке мяч можно передавать от одного игрока другому тоже не больше трёх раз.

2. Очки, как и в волейболе, насчитываются подающей команде. Если ошибку в игре совершает команда принимающая, команда подающая выигрывает очко. Если же ошибается команда подающая, она теряет право подачи.

3. Если обе команды выиграют по одной партии, разыгрывается третья, решающая.


Ринг-теннис


На этой же площадке можно играть и в "Ринг-теннис". В переводе это теннис с кольцом". В этой игре заменяет упругое резиновое кольцо (подумайте, чем его можно заменить) диаметром 17 сантиметров. "Ринг-теннис" большим успехом пользуется у школьников ГДР. Там по "Ринг-теннису" проводятся соревнования. Игра эта очень проста. Она не требует ни большой площадки, ни дорогих приспособлений. Для тех, кто захочет сделать настоящую площадку для этой игры, сообщаем: площадка для парной игры, то есть 2:2, по длине - 12,2 метра, ширине - 5,4 метра. Высота сетки или ленты, разделяющей площадку,- 1,45 метра. Ширина нейтральной зоны с каждой стороны сетки - 0,91 метра.
Игра начинается с подачи. Один из игроков, стоя на задней линии своей стороны площадки, бросает кольцо через сетку на площадку противника. Противник должен поймать кольцо одной рукой и тут же бросить его обратно. Поймав кольцо, игрок не имеет права передвигаться с ним по площадке, он должен послать кольцо противнику с того места, на котором оно было поймано.

Правила. Ошибкой считается:

1. Если игрок бросит кольцо за пределы площадки противника.
2. Если игрок даст упасть кольцу в пределах своей площадки.
3. Если он поймает кольцо двумя руками.
4. Если перед передачей кольца он переложит его в другую руку.
5. Если будет передвигаться с кольцом в руке по площадке.
6. Если бросит кольцо вниз, под сетку.

После каждой ошибки игра останавливается. Когда ошибку совершает подающий, он теряет право подачи. Когда ошибся принимающий, подающий выигрывает очко.

Ну а теперь вернёмся на площадку для волейбола, вернём на место волейбольную сетку и поучимся ещё одной игре, весьма примечательной. А примечательной потому, что родилась она в трудовой коммуне имени Максима Горького в 1924 году и Название получила "горлёт". Название это возникло не случайно. В то время теннисисты пользовались в игре английской терминологией. Начиная игру, подающий произносил "плей", что означает - играю. А принимающий отвечал "реди", что значит - готов. Горьковцы решили тоже установить сигнальные слова в начале игры и выбрали понятные им. Первый возглас "гор" обозначал сокращенное название колонии, носящей имя Горького. Принимающая команда отвечала своим паролем: "лет", что значило готовность встретить летящий мяч.

Играли и играют в "горлет" и на волейбольной площадке. Но интересней играть на площадке, в два раза больше волейбольной.
Вкапывают возле площадки два столба и на них на высоте 2-2,5 метра натягивают сетку шириной 1 метр. Команда состоит из 8 человек. Если площадка больше, чем волейбольная, в игровую команду вовлекают до 10 и даже 14 игроков.

Для игры используют теннисные мячи, ракетки мастерят из фанеры. Следует точно запомнить правила игры:

1. При подаче никто из игроков не имеет права подправлять полёт мяча ударом ракетки, головой или рукой. Первый мяч противникам подаёт очередной подающий.
2. Порядок пасовки тот же, что и в волейболе, только пасуют не руками, а ракеткой. Можно ударить ракеткой по мячу с лёта или после одного отскока мяча от земли.
3. Если мяч коснётся земли дважды, он считается проигранным.
4. Очки набирает только подающая команда. Неудачная подача - команда теряет право хода. Игра переходит к соперникам.
5. Порядок игры такой: команда выделяет из своей среды подающего. Став обеими ногами на заднюю линию площадки, подающий подбрасывает рукой мяч и затем ракеткой посылает его на сторону противника. Задача другой команды - ударами ракеток переправить мяч обратно.
6. На каждой стороне площадки разрешается перепасовывать мяч ракеткой не более трёх ударов. Головой и плечом - неограниченное число ударов. Нельзя только ударять ногой и рукой, свободной от ракетки.
7. Игрок не имеет права делать два удара подряд, даже при перепасовке без ракетки.
8. Подающая команда для выигрыша должна набрать 5 очков. Если же обе команды набирают по 4 очка, надо для победы обогнать противника на 2 очка.
9. Обычно игра состоит из пяти партий. Тот, кто выиграл три из пяти, считается победителем.


Пасбол


В таких играх, как баскетбол, гандбол, регби, надо уметь перебросить друг другу мяч руками. Потренируйтесь парами, перебрасывая мяч друг другу. При этом каждый имеет право делать не больше трёх шагов, подбрасывая мяч вверх и не ударяя об землю. Задерживать мяч в руках не разрешается. Выигрывает команда, которая быстрее доберётся до финиша и вернётся обратно, соблюдая условия игры.


Пасволан


Пасовать можно не только мячом, но и воланом. Между двумя столбами натяните ленту или бечёвку длиной 2-3 метра. Ударяя ракетками для бадминтона по волану, надо пройти вдоль бечёвки вперёд и назад так, чтобы сделать пять ударов, двигаясь вперёд, и пять ударов, двигаясь назад. При этом волан не должен падать на землю.


Невесомбол


В этой игре принимают участие четверо - двое на двое. Вместо ворот ставится кольцо на стойке, одно синее, другое красное. Задача каждой пары - щелчком перепасовать воздушный шарик так, чтобы он влетел в кольцо соперников. Если шарик упадёт на землю, право первого удара по нему получает соперник. Играют два тайма по три минуты. Побеждает пара, набравшая большее число очков.


Боулинг


На расстоянии 3 м в один ряд стоят 10 кеглей. Каждый участник команды (начиная с детей 9 лет) баскетбольным мячом старается сбить кегли. Побеждает команда, которая собьет все кегли, затратив наименьшее число бросков.


Волейбол сидя


Сетка натянута, как в большом теннисе (до касания пола). В каждой команде по 6 игроков. Игра идёт до 5 очков, проводится по правилам волейбола, но количество передач не ограничено. Мяч подаётся с середины площадки ногой, отбивается ногами или головой (футволей). Соревнования проводятся по круговой системе.


Баскетбольная эстафета


Участвуют все члены команды. По стартовому свистку каждый выполняет ведение до кольца и бросок любым способом до обязательного попадания, возвращается и передает мяч следующему. Участники всех стартующих команд выполняют броски в одно кольцо. Побеждает команда, которая быстрее закончит эстафету.


Комбинированная эстафета


Дети 9-10 лет бегут до разметки и возвращаются в обручи; дети 11-13 лет переносят по 3 баскетбольных мяча, дети 14 лет – перекатывают набивной мяч ногой; вожатый прыгает через скакалку; девушка 15 лет прыгает через обруч, парень 16 лет и вожатый пролезают под барьерами.
Остается добавить, что конкурсные испытания лучше проводить с небольшими перерывами для показательных выступлений: тогда у ребят будет не только ощущение соревнования, но и праздника.


Ныряющий мяч


Команды выстраиваются колоннами и начинают одновременно передавать волейбольный мяч назад. Первый номер делает это прогнувшись назад (передавая мяч над головой), а следующий передает мяч стоящему сзади уже под ногами (наклонившись вперёд). Таким образом, мяч, "ныряя" вверх и вниз, приходит наконец в руки к последнему игроку колонны. Он бежит с ним вперёд и, встав впереди колонны, снова передает мяч назад. Заканчивает гонку мяча тот, кто её начинал. Этот игрок возвращается в начало колонны и поднимает мяч вверх.

мячами эстафета мячу эстафета мячу мячу мячом мячом мячом эстафету эстафету эстафету мяч мяч мяч мяча мяча